Меню

Беседа с пациентом в боли животе

Примеры решения некоторых проблем пациента

Приоритетная проблема: боль в эпигастральной области.

Сестринский диагноз: боль в эпигастральной области вследствие образования язвы в желудке.

Краткосрочная цель: пациент отметит стихание боли к концу 7-го дня лечения.

Долгосрочная цель: пациент отметит отсутствие боли в эпигастральной области к моменту выписки.

План сестринских вмешательств

План Мотивация
Независимые вмешательства 1. Обеспечить лечебно-охранительный режим Для улучшения психоэмоционального состояния пациента
2. Обеспечить питание в соответствии со щадящей диетой Для физического, химического и механического щажения слизистой желудка пациента.
3. Обучить правилам приёма назначенных лекарственных препаратов. Для эффективного лечения.
4. Объяснить пациенту сущность заболевания, рассказать о современных методах профилактики обострения заболевания. Для снятия тревожного состояния, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения.
5. Провести беседу с родственниками об обеспечении питания с достаточным содержанием витаминов, пищевых антацидов. Для эффективного лечения.
6. Контролировать передачи пациенту продуктов питания. Для эффективного лечения.
7. Наблюдать за внешним видом, контроль пульса, АД, температура тела, характер стула. Для раннего выявления и своевременного оказания неотложной помощи при осложнениях.
Взаимозависимые вмешательства 1. Обеспечить правильную подготовку к ФГДС и желудочному зондированию. Для точности диагностических процедур.
2. Подать пациенту грелку на эпигастральную область по назначению врача. Для уменьшения боли.
3. Выписать направление на физиолечение и сопроводить пациента.
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить приём антацидов, антисекреторных препаратов, антихеликобактерных препаратов по назначению врача. Для эффективного лечения.

Приоритетная проблема: частый, объёмный жидкий стул.

Сестринский диагноз: частый объёмный жидкий стул (понос) вследствие хронического воспаления тонкого кишечника.

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение частоты стула к концу недели лечения.

Долгосрочная цель: пациент нормальный стул к моменту выписки.

План сестринских вмешательств

План Мотивация
Независимые вмешательства 1. Обеспечить питание в соответствии со щадящей диетой, приём 1,5-2 л жидкости в сутки (крепкий чай с лимоном, сок черники, отвар шиповника) Для физического, химического и механического щажения слизистой кишечника пациента, восполнения потерь жидкости.
2. Обеспечить лечебно-охранительный режим. Для комфортного состояния пациента.
3. Рекомендовать пациенту подмываться и наносить на перианальную область вазелин после каждого акта дефекации. Для профилактики мацерации перианальной области.
4. Провести беседу с пациентом о лечебном питании, о необходимости регулярного приёма лекарственных средств, о фитотерапии. Для эффективного лечения.
5. Провести беседу с родственниками об обеспечении дополнительного питания в соответствии со щадящей диетой. Для дополнительного введения в организм необходимых пищевых веществ для нормализации консистенции стула..
6. Контролировать передачи пациенту продуктов питания. Для эффективного лечения.
7. проводить взвешивание 1 раз в 3 дня. Для контроля веса.
7. Наблюдать за внешним видом, состоянием пациента, кратностью стула. Для раннего выявления и своевременного оказания неотложной помощи при осложнениях.
Взаимозависимые вмешательства 1. Обеспечить правильную подготовку пациента и собрать кал для копрологического исследования, бактериологического исследования. Для точности диагностических процедур.
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить приём антибактериальных препаратов, вяжущих средств ферментных препаратов по назначению врача. Для эффективного лечения.
2. проводить парентеральное введение белковых гидролизатов, растворов электролитов по назначению врача. Для восполнения потерь жидкости, питательных веществ и микроэлементов

Приоритетная проблема: задержка стула.

Сестринский диагноз: задержка стула вследствие хронического воспалительного заболевания толстого кишечника..

Краткосрочная цель: пациент будет иметь стул не реже 1 раза в 2 дня к концу недели лечения.

Долгосрочная цель: пациент будет иметь регулярный стул и знать меры профилактики запоров к моменту выписки.

План сестринских вмешательств

План Мотивация
Независимые вмешательства 1. Порекомендовать включать в рацион питания больше овощей, фруктов, чернослива, инжира, растительного масла, кисломолочных продуктов. Для послабляющего эффекта.
2. Обеспечить питание в соответствии с основным вариантом стандартной диеты. Для физического, химического щажения слизистой кишечника пациента.
3. Порекомендовать добавлять в блюдо небольшое количество распаренных отрубей. Для послабляющего эффекта.
4. Порекомендовать пациенту употреблять не менее 1,5 л жидкости в сутки. Для нормализации консистенции стула.
5. Провести беседу с родственниками об обеспечении дополнительного питания в соответствии с лечебными рекомендациями. Для эффективного лечения.
6. Научить пациента упражнениям ЛФК и самомассажу живота. Для стимуляции работы кишечника.
7. Научить пациента выработке условного рефлекса на опорожнение кишечника в определённое время. Для регуляции стула.
8. Контролировать кратность стула, осматривать перианальную область. Для контроля состояния и эффективности лечения.
Взаимозависимые вмешательства 1. Обеспечить правильную подготовку к ирригоскопии, ректороманоскопии, колоноскопии. Для точности диагностических процедур.
2. Подготовить пациента и собрать кал для копрологического исследования, на дисбактериоз, бактериологического исследования Для уточнения диагноза.
2. Поставить пациенту очистительную клизму при отсутствии стула Для своевременного опорожнения кишечника.
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить приём слабительных препаратов, ферментных препаратов по назначению врача. Для эффективного лечения.

Приоритетная проблема: отсутствие аппетита.

Сестринский диагноз: отсутствие аппетита вследствие раковой интоксикации.

Краткосрочная цель: пациент осознает важность полноценного питания к концу недели лечения.

Долгосрочная цель: масса тела пациента не уменьшится к моменту выписки.

План сестринских вмешательств

План Мотивация
Независимые вмешательства 1. Обеспечить лечебно-охранительный режим Для улучшения психоэмоционального состояния пациента
2. Разнообразить меню, учитывая вкусы пациента и назначенную врачом диету Для возбуждения аппетита.
3. Эстетически оформлять приём пищи. Для возбуждения аппетита.
4. Включить в рацион аппетитный чай, мясные и рыбные бульоны, пряности (с разрешения врача). Для возбуждения аппетита.
5. Провести беседу с пациентом о необходимости питания для улучшения здоровья. Для предупреждения потери массы тела.
6. Провести беседу с родственниками о дополнительном питании пациента в соответствии со вкусами пациента и рекомендациями диетолога. Для эффективного лечения.
7. Регулярно проветривать палату перед приёмом пищи. Для исключения неприятных запахов снижающих аппетит.
8. Взвешивать пациента 1 раз в 3 дня Для наблюдения за массой тела как критерием эффективности проводимых мероприятий.
Взаимозависимые вмешательства 1. Обеспечить правильную подготовку к назначенным лабораторным и инструментальным исследованиям. Для точности диагностических процедур.
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить приём лекарственных препаратов по назначению врача. Для эффективного лечения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10292 — | 7617 — или читать все.

источник

Беседа с пациентом в боли животе

Анамнез Беседа врача с пациентом, во время которой специалист задает больному вопросы, является одним из самых важных этапов обследования. Термин «Анамнез» в переводе с греческого означает «воспоминание». Умение врача использовать этот инструмент почти в 50% случаев позволяет точно установить диагноз.

Расспрос пациента считается самой трудной частью клинического исследования. Сбор анамнеза требует от специалиста больших энергетических затрат, направленных на необходимость постоянно концентрировать внимание, сопоставлять и анализировать полученную информацию.

Чтобы собрать точный анамнез, врач должен обладать чувством такта, ловкостью, быть хорошим психологом и обладать глубокими медицинскими знаниями. При этом необходимо терпеливо относится к рассказам больных: неточные ответы пациента на поставленные вопросы, стремление отклониться от сути беседы, склонность акцентировать внимание на второстепенных деталях, а порой даже нежелание общаться с врачом – еще одна неизбежная особенность работы медиков, как и готовность прийти на помощь больному. Особенно сложно проводить обследование пациентов, страдающих серьезными психическими нарушениями, деменцией, депрессией, афазией и другими проблемами.

Если пациент негативно настроен на общение, врач должен понять, что вызвало такую реакцию. Это может быть нежелание пациента обследоваться, его болезнь, оторванность пациента от близких людей или дома. В таких случаях наладить отношение с пациентом, как правило, помогает вмешательство более опытного коллеги.

К большому сожалению в последнее время общению с пациентом уделяется все меньше внимания. Часто приходится наблюдать, как врачи (особенно молодые специалисты), стараются сэкономить время на разговоре с больным. Как следствие, такие врачи постепенно теряют навыки общения с пациентом, при этом отражение результатов анамнеза в истории болезни становится все более и более ограниченным. Эта непрофессиональная некомпетентность может стать причиной серьезной ошибки в постановке диагноза. Сегодня особенно актуальна фраза Патрика Уайта: «Врач, который не может собрать хороший анамнез, и пациент, который не может хорошо его рассказать, находятся в опасности; первый – от назначения, а второй – от применения неудачного лечения».

Читайте также:  Боль в мышцах живота при надавливании

Избежать диагностических ошибок врачу помогут ряд правил, которые он обязан усвоить, основным из которых является – «соблюдение полноты и известного, однажды принятого порядка в исследовании» (Григорий Антонович Захарьин). План проведения анамнеза должен быть стандартным. Кратко план расспроса можно свести к следующим пунктам:

  • Выяснение жалоб и их детализация
  • Подробный опрос относительно того органа или системы, состояние которой нарушено (основываясь на жалобы больного)
  • Краткий опрос о состоянии других органов и систем, даже если нет оснований предполагать их патологию
  • Расспрос о динамике развития заболевания

В любых ситуациях врач должен стремиться проводить опрос пациента по одной и той же схеме – это золотое правило изложено во многих трудах известных специалистов. Когда сам врач понимает, что допустил ошибку в диагностике, нарушив это правило, или, наоборот, когда, следуя этому правилу, обнаружит у пациента то, что ранее было не выявлено другими специалистами, он начнет это правило осознанно соблюдать. В ряде случаев можно допускать изменение последовательности изучения и анализа данных анамнеза (например, у пациентов, страдающих с раннего возраста генетическими заболеваниями, пороками развития и др, целесообразно сначала собрать сведения из истории жизни.

Благоприятная окружающая обстановка (отдельное помещение, тишина и др) и четкая организация работы всего медицинского персонала – важное условие плодотворного общения врача и пациента. Суета, телефонные звонки, посторонний шум являются серьезной помехой обследованию и доверительному общению с пациентом. По возможности врач должен внимательно изучить все поступившие документы (результаты исследований, направления на консультацию, выписки из историй болезни и др) и ознакомиться с мнением коллег. Отметим, что профессиональная этика не допускает критическое обсуждение мнения другого специалиста с пациентом.

Профессиональный долг каждого врача – найти общий язык с пациентом. Полагают, что основы дальнейшего общения закладываются в первые 5-10 минут беседы врача с пациентом – именно в эти минуты большое значения имеют слова и знаки внимания, адресованные пациенту.

Созданию доброжелательной атмосферы общения способствует привычка представляться и первому здороваться с пациентом за руку. Если встреча происходит в кабинете врача, письменный стол не должен разделять врача и пациента, как это происходит при общении начальника и подчиненного. На рисунке 1 показано рекомендованное расположение врача и пациента.

Рисунок 1. Положение врача и пациента при сборе анамнеза

При разговоре в палате врачу следует присесть возле пациента таким образом, чтобы их глаза оказались на одном уровне. Исследования показали, что пациенту беседа кажется более продолжительной, а врач более внимательным, если врач находится рядом с больным, а не стоит в дверях палаты. Одно из важных качеств лечащего врача – никогда не дать пациенту заметить, что он торопится. Специалисты нейролингвистического программирования (НЛП) считают, что для эффективного общения или достижения «раппорта» с больным, необходимо применять прием «отражения» (пейсинг) – копировать некоторые жесты собеседника, особенности его походки или речи.

Одежда и внешний вид врача имеет большое влияние на отношение с пациентом. Чистый, выглаженный халат (или костюм), идентификационный бейдж и другие символы статуса специалиста – неотъемлемая часть общей культуры медицинского персонала лечебного учреждения. В некоторых ситуациях (например, при работе с грудными детьми или пациентами с психическими расстройствами) строгие требования к медицинской одежде считаются необязательными, однако даже в этом случае внешний вид врача должен быть подчеркнуто аккуратным.

При общении с пациентом врач должен изъясняться на понятном языке – вопросы и ответы должны соответствовать интеллектуальному уровню больного. При общении с пациентом не рекомендуется применять специальные медицинские термины, используемые в «профессиональном медицинском жаргоне». Врач должен быть особенно деликатен и осторожен при общении с тяжелобольными пациентами (в этом случае сбор анамнеза рекомендуется разделить на несколько дней, а также подробно опросить окружающих больного людей). (К большому сожалению в историях болезни редко встречается раздел «дополнения к анамнезу)

Как правило, при беседе с пациентом врач задает вопросы открытого (Что? Почему? Как?) и закрытого типа (Когда? Где? Кто?). И если вопросы открытого типа носят общий характер и дают возможность пациенту свободно изъясняться, то вопросы закрытого типа требуют от больного более однозначных и кратких ответов («да», «нет»). Правильно сочетание активного и пассивного опроса дает возможность врачу деликатно направлять разговор в нужное русло.

Вопросы пациенту

Примеры вопросов открытого типа:

  • Что Вас беспокоит?
  • Как Вы заболели?
  • Какая причина обращения к врачу?

Примеры вопросов закрытого типа:

  • Испытываете ли Вы боль за грудиной при ходьбе?
  • Когда появляется боль?
  • Вы принимаете препарат атенолол?

Если строить беседу с пациентом на вопросах закрытого типа, это займет меньше времени, однако врач может упустить многие детали анамнеза или «подгонять» их под предполагаемый диагноз, который может оказаться ошибочным.

Многие врачи общей практики недостаточно уделяют внимание психосоматическим аспектам внутренних болезней. А ведь соматические расстройства часто бывают обусловлены нервно-психическими нарушениями. Например, лица, страдающие депрессией, вокруг своего душевного страдания возводят целый ряд соматических жалоб. Наблюдения практикующих врачей показывают, что частота выявления депрессии у пациентов, страдающих соматическими патологиями, достигает примерно 60%. Разобраться в таких ситуациях хорошо помогает невербальная коммуникация с пациентом – тон его голоса, жесты, мимика, походка. Хороший специалист применяет все приемы коммуникации: эмпатия – поддержка («Я Вас понимаю…»), интерпретация («Если я правильно Вас понял, то…»), поощрение («Я Вас внимательно слушаю…»), плодотворное молчание («О чем Вы сейчас думали. »), конфронтация («Вы что-то скрываете…»).

Врачи должны воспитывать в себе отношение к пациенту как к загадке в стремлении познать его духовно-физическую сущность. Нужно полностью сосредоточиться на пациенте. Больной должен чувствовать интерес врача к его болезни, а и своей личности. От характера поведения и беседы врача зависит поверит ли ему больной, и, как следствие, сможет ли этот специалист его вылечить. Именно на этом принципе основана знаменитая фраза Владимира Михайловича Бехтерева: «После разговора с врачом больному должно стать легче».

Вопросы пациенту (по рекомендации Всемирной Ассоциации врачей)

Опишите признаки Вашей болезни за последние три месяца:

  • Повышение температуры тела, озноб, повышенное потоотделение
  • Общая слабость
  • Снижение аппетита
  • Снижение массы тела за последние 3 месяца (более 5 кг)
  • Головные боли
  • Боль в ушах
  • Чувство «песка» в глазах
  • Двоение в глазах
  • Затруднения носового дыхания
  • Насморк весной, летом или круглый год
  • Сухость глаз и полости рта
  • Храп во сне
  • Затрудненное дыхание, одышка
  • Боль при дыхании
  • Сердцебиение, боль в области сердца
  • Нарушения пищеварения
  • Затруднения при глотании пищи, срыгивание
  • Тошнота, рвота
  • Понос
  • Запор
  • Боли при мочеиспускании
  • Нарушения менструального цикла, кровянистые выделения из влагалища
  • Отечность в области лодыжек
  • Боль в мышцах, суставах
  • Реакция пальцев рук на холод, их побледнение
  • Боль в шее, спине
  • Травмы (в том числе автомобильные)
  • Нарушения памяти, потеря сознания, судороги
  • Онемение или слабость в руках и ногах
  • Депрессия
  • Чрезмерная усталость
  • Другие проявления болезни

источник

Задача № 13

В послеоперационной палате находится пациент после резекции желудка по поводу язвенной болезни. К концу первых суток состояние больного ухудшилось, жалуется на усиление боли в животе, икоту.

Читайте также:  Ноющая боль в низу живота и позывы к дефекации

Объективно. Общее состояние средней тяжести. Язык сухой, покрыт белым налетом. Живот вздут, дыхание затруднено, перистальтика кишечника не прослушивается, газы не отходят.

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Провести беседу с пациентом о характере и возможных причинах возникшего осложнения.

3. Перечислите оснащение, необходимое для постановки газоотводной трубки, поставьте ее на муляже.

Эталон ответ

— нарушение целостности кожных покровов (послеоперационная рана);

— дефицит двигательной активности из-за операции;

Потенциальные: риск развития стойкой атонии кишечника.

Приоритетная: задержка стула и газов у пациента в послеоперационном периоде.

Цель краткосрочная: у пациента уменьшится боль в животе, после проведенного сестринского вмешательства начнут отходить газы.

План Мотивация
1. Вызвать врача. Для получения назначений
2. Приподнять головной конец кровати (положение Фаулера). Для облегчения дыхания
3. По назначению врача: Для ликвидации застойных явлений в легких
— ввести назогастральный зонд в желудок и промыть его 2% раствором соды (50-100 мл) Для отсасывания содержимого желудка
— ввести в/в гипертонический раствор хлорида натрия, — ввести в/м прозерин, Для стимуляции работы кишечника
— поставить гипертоническую клизму, затем газоотводную трубку Для отхождения газов и каловых масс

— помочь врачу выполнить околопочечную новокаиновую блокаду (0,25% раствор новокаина по 80 мл с каждой стороны) Для улучшения перистальтики кишечника
4. Вести наблюдение за назогастральным зондом, газоотводной трубкой. Для контроля за состоянием пациента
5. Проводить дыхательную гимнастику. Для ликвидации застойных явлений в легких

Оценка: газы отошли, боль в животе уменьшилась. Цель достигнута.

Студент проводит беседу с пациентом о характере и возможных причинах осложнений.

Студент выполняет манипуляцию на фантоме.

Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях в хирургии с эталонами ответов

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8954 — | 7254 — или читать все.

85.95.179.73 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Шесть правил эффективного общения с пациентом.

1. СОЗДАТЬ ПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ПРИ РАЗГОВОРЕ.

Во-первых, оцените освещение. Слишком много или мало света будет

утомлять и напрягать Ваши глаза и глаза пациента. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предложите перейти в другое помещение для

про­должения разговора. Ваш пациент может вести себя скованно, если

по­чувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не было. Попросите посетителей выйти временно в холл, но дайте возмож­ность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого по­желает.

Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у не­го что-то болит, он будет слишком удручен и будет неразговорчив. Пере­несите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуля­ции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов беседа может продлиться и час. Пред­положим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2. ПОЛУЧИТЕ ВСЮ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕМ ПАЦИЕНТЕ ДО РАЗГОВОРА С НИМ

Найдите как можно больше информации из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сде­лать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полную информацию до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес боль­ного, телефон, возраст, место работы и так далее.

3. ПОПРОБУЙТЕ ДОБИТЬСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ВАШИМ ПАЦИЕНТОМ

Прежде чем перейти к сути разговора, поговорите с ним минут 5на отвлеченные темы. Если Вы стоите, пациент может почувствовать себя подавленным и будет обрывать ответы или упускать важную информацию. Проявите неподдельный интерес к тому, что он Вам говорит. Заинтересо­ванный взгляд и периодическое повторение его слов помогут добиться желаемых результатов. Если Вы выглядите резким, недоступным, безраз­личным — он не доверится Вам. Разъясните цель разговора больному, чтобы он понял, какую пользу он извлечет из этого. Подчеркните необходи­мость в его честности и открытости. Приведите примеры того, как полу­ченная информация помогла определить правильное лечение и уход.

Начните разговор с вопроса: «Как Вы себя чувствуете?» или «Что Вас беспокоит больше всего?» Дав ему выговориться о его болезни, Вы можете выявить симптомы, подлежащие обследованию. Это также поможет оце­нить эмоциональное состояние больного и его уровень понимания. Не раз­глашайте информацию, полученную от больного. Дайте возможность больному отвечать на Ваши вопросы свободно, но если он слишком укло­нится от темы — возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично задайте ему вопрос, касающийся его болезни: «Расскажите еще о боли в ногах». В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно их. Не уверены, что боль­ной понял вопросы? Попросите его повторить своими словами то, что Вы сказали. Обратите особое внимание на то, что он ответит. Осознает ли па­циент, что он болен? Таким образом, поняв чувства пациента, Вы поможе­те себе узнать больше о нем.

5. ФОРМУЛИРОВКА ТОЧНЫХ ВОПРОСОВ

Попробуйте задавать вопросы, требующие больших ответов, чем «ДА» или «Нет». «Незаконченные» вопросы концентрируют внимание па­циента и заставляют его давать более полные ответы. Если больной просит обратить внимание на одну из его жалоб, попросите поподробней расска­зать о ней. Детальные описания важны при употреблении больным незнакомой Вам терминологии. Прислушивайтесь к ответам Вашего пациен­та. Они могут повлечь за собой другие вопросы. Например: «Как Ваше зрение?» Если он ответит: «Иногда в глазах меркнет свет», продолжайте задавать вопросы. Спросите: «Как часто это случается и как долго длится?»

Не пытайтесь записать всю информацию, которую Вы получили от больного.

Вместо этого кратко запишите даты, время, ключевые слова или фра­зы и используйте их позже, чтобы дополнить записи.

9. 10«ДА» ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и долж­ности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь к Вашему пациенту только по имени-отчеству и на «Вы».

2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобри­тельно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли.

3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!

4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы.

10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Реагируйте на каждое движение. Очень важно при этом прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.

10 «НЕТ» ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненное задание после Ваших инструкций.

Читайте также:  Причины болей живота у грудных детей

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.

5. Не требуйте точной идентификации имен мед. персонала, названий предметов или лекарств.

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

8. Говорите с пациентами конкретно — не давайте им возможность большого выбора.

9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10692 — | 8035 — или читать все.

85.95.179.73 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Беседа с пациентом в боли животе

Боли в животе Боль в животе – серьезный симптом, свидетельствующий о заболевании органов брюшной полости. Боль может быть разной, поэтому в первую очередь врач должен определить ее локализацию, характер, интенсивность, время возникновения, условия, которые провоцируют или облегчают состояние, а также ряд других моментов, чтобы определить дальнейшую тактику диагностики и лечения.

При возникновении болей в животе у женщин, необходимо уделить особое внимание сбору гинекологического анамнеза.

Полученные данные врач должен определить тип боли:

  • Висцеральная боль
  • Соматическая (париетальная) боль
  • Отраженная (иррадиирующая) боль

Висцеральная боль в животе обусловлена спазмом или растяжением полых органов (кишечника, матки, мочеточника, желчного пузыря) и характеризуются как давящие, тупые, разлитые (без точной локализации), с разной длительностью (могут длиться от нескольких минут до нескольких месяцев). Часто висцеральная боль локализована в надлобковой, околопупочной или подложечной области, в зависимости от какой части эмбриональной кишки произошло поражение органа – передней, средней или задней (рисунок 1).

Рисунок 1. Висцеральная боль (локализация)

Таким образом, боли, возникающие в органах передней кишки, локализуются в подложечной области, средней кишки – в околопупочной области, задней – в надлобковой области. А характер распространения (иррадиации) боли может помочь определить ее причину (рисунок 2).

Рисунок 2. Иррадиация боли при патологии органов брюшной полости

Боли в органах передней кишки, как правило, сопровождаются такими симптомами, как анорексия (см статью «Оценка Жалоб Пациента: Отсутствие Аппетита (Анорексия)» ), тошнота (см статью «Оценка Жалоб Пациента: Тошнота и Рвота» ), усиленное потоотделение, бледность.

Висцеральный тип боли возникает при таких заболеваниях, как:

  • Язвенная болезнь (неосложненная)
  • Дисфункция сфинктера Одди
  • Желчная колика
  • Спастическая дискинезия толстой кишки

Типичным примером висцеральной боли являются колики, вызванные спазмом гладкой мускулатуры кишечника. Колики возникают при высоком давлении в полых органах, что приводит к их растяжению; при этом больной чувствует схваткообразные боли разной интенсивности (нарастающие и убывающие). Таким болям присуща ритмичность (ритм может быть правильным и неправильным). Если просвет полого органа (мочеточника, желчного пузыря или желчного протока) полностью блокируется (например, камнем), периодические боли сменяются постоянной, на фоне которой развивается воспалительный процесс.

Висцеральные боли не усиливаются при движении, поэтому такие пациенты могут метаться от боли.

При этом в терапии применяют препараты для нормализации моторики пораженного органа.

Соматическая (париетальная) боль, возникающая при воспалении или механическом раздражении париетальной брюшины, локализована в месте возникновения. Отметим, что париетальный листок брюшины, в отличие от висцерального, имеет большое количество болевых рецепторов. Учитывая эти особенности, соматическая боль имеет следующие характеристики:

  • Интенсивная
  • Острая
  • Постоянная
  • Точечная локализация в месте воспаления
  • Часто иррадиирующая
  • Усиливается даже при незначительных движениях (больной старается находиться в покое)

Соматическая боль при пальпации в области поражения значительно усиливается, при этом у больного возникает локальный спазм мускулатуры брюшной стенки (мышечная защита). Определяется симптом Щеткина-Блюмберга (перитонеальный симптом), характеризующийся резким усилением боли (при этом больной часто вздрагивает), когда врач резко прекращает давление (резко отдергивает руку) в пальпируемой области.

Боли в брюшной полости могут прогрессировать от висцеральных до париетальных.

Типичным примером прогрессирования висцеральной боли в париетальную является приступ острого аппендицита. Так, при аппендиците больной сначала чувствует боли в околопупочной области (при этом возникает тошнота и повышается потоотделение). Когда воспалительный процесс распространяется с висцерального на париетальный листок брюшины в области пораженного органа, боль мигрирует в точку Мак-Бурнея, расположенную в правой подвздошной области. Характер боли тоже меняется – тупая боль становится острой (у больного определяется резкая боль при пальпации, мышечная защита, симптом Щеткина-Блюмберга).

Типичный признак язвенной боли – строгая локализация на участке, равного окружности кончика пальца. На практике такая боль определяется у пациентов с пенетрирующей и перфоративной (прободной) язве желудка и двенадцатиперстной кишки, опухолях с раздражением париетальной брюшины, перитоните. Большинство пациентов, страдающих соматическими болями, нуждаются в хирургическом лечении.

Важно отметить, что боли в животе могут быть обусловлены не только патологией пищеварительной системы, но и гинекологическими патологиями, заболеванием почек (например, уремия), порфирией, диабетической прекомой, некоторыми патологиями нервной системы (опоясывающий лишай, радикулит) и многими другими заболеваниями. Боль в животе может отмечаться при плеврите, пневмонии, инфаркте миокарда (status gastralgicus).

Отдельное внимание нужно уделить боли психогенного характера, в возникновении которой важную роль играет депрессия. Отличительная особенность психогенной боли – она возникает без периферического раздражителя. Основные характеристики этой боли следующие:

  • Длительная
  • Монотонная
  • Диффузная
  • Часто сочетается с болями в других локализациях (боль в спине, головные боли, боль во всем теле и др)

Абдоминальная мигрень является одной из разновидностей боли центрального генеза. При этом у больного возникает тошнота, рвота, мигренозная цефалгия и другие вегетативные нарушения.

ОСТРЫЙ ЖИВОТ – КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

— Язвенная болезнь
— Желчнокаменная болезнь
— Последняя менструация
— Период беременности

Развитие боли

— «Кинжальные» боли (признак перфорации)

Характер боли

— Постоянные (следует исключить перитонит)
— Ритмические (например, при коликах)

Иррадиация боли

Например, в камне в мочеточнике боль может иррадиировать в наружные половые органы

Мышечная защита

Может быть признаком перитонита

Грыжевые ворота

— Пах
— Пупок
— Белая линия живота

— «Гробовая тишина»
— Усиливающиеся звучные шумы

Женщины также должны пройти гинекологическое исследование

— Аксиллярная температура
— Ректальная температура

Лабораторные анализы

— Тропонин (диагностика инфаркта миокарда; см статью «Анализ тропонинов и креатинкиназы» )
— Альфа-амилаза (диагностика панкреатита; см статью «Анализ на альфа-амилазу» )
— Креатинин (функция почек; см статью «Причины изменения уровня мочевины и креатинина в крови. СКФ» )
— Глюкоза крови (диагностика сахарного диабета; см статью «Лабораторная диагностика сахарного диабета» )
— Анализ мочи (диагностика почечнокаменной болезни)
— Тест Эрлиха (диагностика порфирии; см статью «Экспресс-анализы мочи» )
— Общий развернутый анализ крови (гемограмма; см статью «Анализ крови: Эритроциты, Гемоглобин, Индексы Эритроцитов» )
— Электролиты крови (см статьи «Анализ кальция и фосфора в крови» и «Физиологическая роль натрия и калия» )

Инструментальные методы диагностики

— Элестрокардиограмма
— Ультразвуковое исследование органов брюшной полости и сердца (эхокардиография)
— Рентгенологическое исследование (грудной клетки и обзорный снимок живота)

Стенки кишечника имеют развитое коллатеральное кровообращение. Атеросклеротическое поражение мезентериальных артерий приводит к нарушению кровотока в брыжеечных артериях, в результате нарушается кровообеспечение кишечника. Ишемический колит характеризуется возникновением боли в кишечнике во время еды (в связи с потребностью переваривания и усвоения пищи, метаболические потребности кишечника резко увеличиваются). При этом больные предъявляют жалобы на интенсивные боли (висцеральный тип) после приема пищи в околопупочной области – angina visceralis (брюшная жаба). В последствии такие боли приводят к развитию ситофобии (боязни потребления пищи), что на фоне поражения слизистой оболочки кишечника ведет к значительному снижению массы тела.

ОРГАНИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ КИШЕЧНИКА – СИМПТОМЫ ТРЕВОГИ

источник