Меню

Урок по теме анализ крови

Открытый урок по биологии на тему «Кровь – это жизнь»

Учитель. Здравствуйте уважаемые гости, ребята! Прошу садитесь!

В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните , что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите пожалуйста в какой же среде теперь существуют клетки?

(Ученик: жидкая внутренняя среда.)

Учитель. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?

Чтобы правильно ответить на данный вопрос я предлагаю вам открыть конверты , и из нужных вам карточек на своей парте составить схему “Состав внутренней среды”, а Лена сделает это на доске.

Учитель. Лена правильно выполнила задание, сравните свои результаты.

Ребята рассматривая компоненты внутренней среды , что мы можем сказать о лимфе?

Лимфа – это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через который лимфа попадает в кровь

Учитель. А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды – тканевой жидкости?

Тканевой жидкости около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся..

Учитель. А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? (Дети – ДА. )

Как по другому мы называем постоянство внутренней среды?

Какие параметры гомеостаза или мы их еще называли биологические константы вы знаете?

(Дети: температура тела, артериальное давление, состав крови, пульс и т.д.)

Ребята, а вы знаете, что с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.

Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости – кровь. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

На протяжении всего занятия мы постараемся ответить на этот вопрос . И вы сами попробуете сформулировать тему нашего урока!

С развитием науки человечество все глубже проникает во многие тайны крови. Исследуя кровь ученые, врачи, исследователи познают ее свойства , функции , строение.

И сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс – это большая лаборатория , перед вами на столике представлены лабораторные инструменты, приборы, посуда – все то, что используют в лабораториях для взятия и исследования крови. Подробно об этом я расскажу на следующем уроке, а сейчас мы на мгновение станем учеными –исследователями, поэтому мы с вами одели белые халаты, как положено в настоящей лаборатории и приступим к работе!

Но чтобы приступить к исследованиям практическим нужно познакомится с теорией, тем более , что некоторые познания у нас уже имеются.

Что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют “носительницей жизни”?

(Далее следует краткое сообщение ученик.)

Кровь – это вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции:

  • Дыхательную Питательную Выделительную Терморегуляторную
  • Гуморальную Поддерживает гомеостаз , т.е постоянство состава внутренней среды, Регуляторная

Учитель: А еще кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. “Кровь” и “жизнь” – слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз “кровь за кровь”, “кровные братья”, “кровная месть”. Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение и состав ?

Итак наша лаборатория преступает к работе.

Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4–6 л у взрослого человека и около 3–4 л у подростков.

(Можно показать банку с красной жидкостью.)

Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.

(Показать пробирку с отстоявшейся кровью.)

Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Она состоит из неорганических (90% – вода и различные минеральные соли) и органических веществ: белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада .

Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами – клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.

Так как мы работаем в лаборатории , все полученные данные мы будем вносить сегодня в специальные лабораторные листы, отметим на них число, а в конце урока запишите тему , которую вы сформируете сами.

Итак, состав крови . Запишем его в виде схемы .

Теперь подробнее изучим форменные элементы крови по ходу моего объяснения вы продолжаете самостоятельно заполнять лабораторные листы.

Клетки крови и их функции.

Название клетки крови Кол-во в 1 мм 3
и форма
Место образования Срок жизни клетки Место разрушения Функции
ЭРИТРОЦИТЫ

Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества —гемоглобина, который присоединяет к себе кислород.

Клетки напоминают губку, поры которой заполнены гемоглобином

Так же клетки не содержат ядро, и не могут размножаться , место ядра занял гемоглобин.

У муж. – 4,5–5 млн, у жен.4–4,5млн.

Всего в крови человека 25 трилионов . их общая площадь в 1500 раз больше площади человеческого тела, что обеспечивает им захватить и перенести такое кол-во кислорода , которое полностью обеспечивает жизнедеятельность органов и тканей.

Форм аэритроцита – Двояковогнутый диск – эта форма позволяет увеличить площадь клетки

Так как эритроциты сами не могут размножаться , их образование происходит в красном костном мозге От 30 до 130 дней Селезенка и печень Перенос кислорода ко всем органам и тканям и углекислый газ к легким. ТРАНСПОРТНАЯ

На стр. 85 нашего учебника найдите название вещества , которое получается при присоединение гемоглобина с кислородом /оксигемглобин/ Он имеет светлую окраску – поэтому артериальная кровь – алая, а гемоглобин без кислорода – темного цвета , поэтому венозная кровь– темно-красная.

Слова ГЕМОГЛОБИН и ОКСИГЕМОГЛОБИН ЗАПИШИТЕ В БИОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИКИ .

ЛЕЙКОЦИТЫ

Белые кровяные клетки, бесцветные. Это самые крупные клетки крови, шаровидной формы имеющие ядро

МОНОЦИТЫ /МАКРОФАГИ/

От 5 до 10 тыс.

Амебоидныме движением

Красный костный мозг, вилочковая железа / тимус/ , селезенке, лимфатических узлах От 3 часов до 5 суток, некоторые несколько лет Места ранений и воспалений Распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток, которые оказываются во внутренней среде организма

ФАГОЦИТОЗ – захват, поглощение и уничтожение чужеродных тел, а сами клетки называются – ФАГОЦИТАМИ

Это явление было открыто русским ученым Ильей Ильичем Мечниковым лауреатом Нобелевской премии за открытие фагоцитарной теории иммунитета , Об этом подробнее нам расскажет Володина Анастасия

АНТИГЕНЫ –чужеродные соединения

АНТИТЕЛА – химические вещества , которые нейтрализуют или уничтожают антигены

ТРОМБОЦИТЫ

Кровяные пластинки

150–400 тыс.

Не содержат ядро

Красный костный мозг. 5–7 суток, Места ранений, селезенка Свертывание крови при ранении.

При ранении , когда кровь выходит из сосуда тромбоциты слипаются и разрушаются, выделяя различные ферменты и вызывая химические реакции , которые ведут к свертываемости крови.

В учебнике на стр. 87 зачитайте со слов : “СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ ВОЗМОЖНО…..”

А сейчас минутка отдыха, прошу вас посмотреть на фигуры над доской , обведите глазками каждую фигурку , а теперь закройте глаза и осторожно надавите на веки, тем самым мы улучшим кровоснабжение глаз и снимем усталость.

Ну а сейчас ученые – исследователи мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и изучим “Микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных – лягушки”.

Возьмите инструктивные карточки . Прочитайте цель работы и последовательность ее выполнения. Если нет вопросов можно приступить к работе, соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом.

Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки

  1. Подготовьте микроскоп к работе.
  2. Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
  3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.
  4. Запишите данные в таблицу , учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра
    ЭРИТРОЦИТЫ ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ НАЛИЧИЕ ЯДРА
    человека Мелкие
    Двояковогнутый диск
    нет
  5. Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
  6. Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.
  7. Запишите данные в таблицу, о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра
    ЭРИТРОЦИТЫ ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ НАЛИЧИЕ ЯДРА
    лягушки Крупные , овальной формы есть
  8. У вас на столах лежит пластилин и картон для моделей, используя полученные знания, смоделируйте эритроциты крови человека, лягушки.

Используя модели и данные таблиц сделайте выводы, отвечая на вопросы:

Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?

Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?

Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой , размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород , а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки

Вывод сделан, прошу привести в нерабочее положение микроскопы и убрать их с рабочего места, а мы продолжаем наше исследование.

Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови – одно из часто проводимых исследований.

При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов, я уже рассказывала , если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин – 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.

При наличии воспаления в организме:

  • СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов
  • При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).
  • в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов .

Сейчас мы поработаем в группах, 1 ряд – 1 группа.

У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов Нововолковской амбулатории, с учетом медицинской этики Ф.И. людей вымышленные.

Проведем медицинский консилиум

Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток (на экране), можно использовать карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.

(Пока дети работают : на интерактивной доске включить эл. учебник и убрать текст для теста – закрепления.)

(Данные анализа крови соответствуют норме , мы считаем , что пациент абсолютно ЗДОРОВ!) – Володина А.

(В данном анализе СОЭ (скорость оседания эритроцитов) превышает норму почти в 3 раза, а количество лейкоцитов в 5 раз мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз. )– Куприянова А.

(Анализ нашего пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль , что пациент потерял значительное кол-во крови , т.е у него малокровие (анемия)) – Курочкина Е.

Диагнозы поставлены, верно! Медицинский консилиум завершил свою работу.

Для закрепления знаний о форменных элементах крови предлагаю выполнить следующее задание: перед вами знаки вопросов по очереди постарайтесь ответить на них.

ТЕСТ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ АНАТОМИИ 8 КЛАСС

  1. Лабораторные листы полностью заполнены, а это значит , что нами получены и теоретические и практические знания.
  2. Медицинский консилиум проведен , диагнозы поставлены.
  3. Подведем итог : вначале работы нашей лаборатории перед нами стоял вопрос : “КРОВЬ – ЧТО ЭТО?”, как вы думаете мы смогли ответить на этот вопрос?

Так что же такое кровь? Лена!

(Кровь –это вид соединительной ткани, межклеточное вещество, которой жидкое. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов : эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови – это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь. )

Учитель: А значим мы сможем сформулировать и тему нашего урока, я предлагаю сделать это ТВОРЧЕСКИ в виде синквейна, его название КРОВЬ

IV. Цитата или яркая , красивая фраза на данную тему

V. Строка – эмоция, выражающая личное отношение к теме.

(Пока ребята составляют синквейн учитель формирует выставку из моделей эритроцитов.)

Ребята в каждой вашей красивой фразе есть слово жизнь , если обобщить ваши высказывания, то получится:

КРОВЬ = ЖИЗНЬ. Это и будет темой нашего урока! Запишем ее в лабораторных листах.

Все новые понятия в биологическом словарике выучить, параграф 17 , п.т. 62 – всем, + 63 уч-ся кто имеет по биологии оценку “4” и “5”

Курочкиной Елене подготовить сообщении “Что такое иммунитет?”

Учитель: Урок закончен, всем большое спасибо.

источник

Конспект урока «Кровь»

Цель урока: сформировать представление о плазме и клетках крови, их строении , составе и функциях.

Задачи урока: расширить знания о крови: о составе, строении и функциях её клеток и плазмы; раскрыть сущность фагоцитоза и его роль в организме ; охарактеризовать биологический процесс ввертывания крови его роль в жизни человека; продолжить формирование навыков лабораторных и практических наблюдений, обобщения, сравнения, формулирования выводов.

Предметные результаты обучения:
  • особенности строения клеток крови в связи с их функциями
  • значение свертывания крови
  • распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клетки крови
  • характеризовать состав крови и функции ее форменных элементов
  • раскрывать сущность биологического процесса свертывания крови
  • работать с готовыми микропрепаратами крови человека и лягушки, сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы
  • раскрывать основы учения И.И. Мечникова о защитных свойствах крови
Метапредметные результаты обучения:
  • самостоятельно работать с учебником, тетрадью
  • находить необходимую информацию, анализировать и оценивать ее
  • проводить наблюдения, исследования
  • давать определение понятий
  • объяснять одноклассникам изученный материал
  • сравнивать объекты
  • владеть устной речью, строить логическое рассуждение и умозаключение, делать выводы
  • сотрудничать в ходе учебного процесса с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе
  • владеть основами самоконтроля и самооценки своих знаний и действий
Личностные результаты обучения:
  • познавательный интерес и мотивация, направленные на изучение организма человека и его возможностей
  • знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий
Основные виды деятельности учащихся:
  • называют состав крови (плазма и форменные элементы)
  • кратко характеризуют основы учения И.И. Мечникова о защитных функциях крови
  • сравнивают клетки крови и выявляют черты сходства и различия в их строении и выполняемых функциях
  • рассматривают готовые микропрепараты крови под микроскопом и описывают их
  • распознают на таблицах, микропрепаратах клетки крови
  • обосновывают взаимосвязь строения и функций эритроцитов и лейкоцитов

Тип урока: урок изучения нового материала

Средства обучения: учебник, микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки, портрет И.И. Мечникова, компьютер, презентация по теме

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учителя (здравствуйте товарищи кадеты)

Ребята, знаете, что произошло сегодня утром?
Я по улице шагала, и улыбки собирала:
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона гордость нашего района,
Вот улыбка продавщицы очень редкая вещица,
Вот веселый смех ребят для меня он просто клад.
Всем в ответ я улыбалась, получается, менялась.
– А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг – другу, улыбнитесь гостям, пожелайте удачи друг – другу.

2. Определение темы урока, постановка цели и задач

Сегодня все узнаете о ней,
Той, что для всех живых всего важней.

Она бежит по замкнутой системе,
Имеет плазму, клетки и пластинки,
Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты,
Мелькают в ней как яркие картинки.

Гемоглобин ее окрасил в красный цвет,
О чем веду я речь?
Кто даст мне правильный ответ?

Итак, тема нашего урока «Кровь». Испокон веков с кровью ассоциировалось что– то таинственное, даже мистическое. Таинственный цвет крови стал неотъемлемой частью огромного числа ритуалов и обрядов. Долгое время самые торжественные и важные договоры, соглашения и клятвы скреплялись подписями, сделанными кровью. Такие договоры почитались особенно надежными и прочными, а клятва на крови считалась священной.

А французский физиолог Клод Бернар назвал кровь – “зеркалом организма”

– Действительно ли это так? Давайте разберемся. Что для этого нам нужно сделать?

  1. Изучить состав крови
  2. Изучить строение клеток крови
  3. Изучить функции крови

3. Актуализация знаний

– А может быть вам уже что-то известно?

(Учащиеся составляют на доске кластер « Кровь»)

Далее идет обобщение знаний учащихся

4. Изучение нового материала

(Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала); (самостоятельное творческое использование умений и навыков)

4.1. Состав крови, строение клеток крови

Кровь – жидкая подвижная соединительная ткань внутренней среды организма, циркулирует по замкнутой системе сосудов под действием силы ритмически сокращающегося сердца и не сообщается непосредственно с другими тканями тела.

(Записывают в рабочий лист). По ходу рассказа заполняют схему « Состав крови».

Общее количество крови в организме 7% его массы, по объему это 5-6 литров у взрослого человека и 3 литра – у подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя. Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость– плазма крови и нижний слой – осадок темно– красного цвета, который образован форменными элементами– клетками крови: лейкоцитами. эритроцитами и тромбоцитами. В плазму крови входит множество простых и сложных веществ– 90 % составляет вода и только 10% приходится на сухой остаток. Но как разнообразен его состав. Здесь и сложнейшие белки, среди них фибриноген, который принимает участие в свертывании крови, жиры и углеводы, соли, кислоты, различные газы и другие вещества. Каждое из них имеет определенное и важное значение.

– Если принять все форменные элементы за 100%, то эритроциты составляют 96%, лейкоциты 3%, тромбоциты 1%.

– Давайте более подробно изучим форменные элементы. Используя текст учебника с. 84-87, заполните таблицу в рабочем листе (1 группа заполняет колонку –эритроциты, 2 группа –лейкоциты, 3 группа –тромбоциты).Через 5 минут группы отчитываются, при отчете одной группы все остальные заполняют колонки таблицы.

Отчет 1 группы:

Название клетки

Количество 1 мм 3

Особенности строения

Место образования

Продолжительность жизни

Выполняемая функция

Красные безъядерные клетки, двояко вогнутые, содержат гемоглобин.

Транспортировка кислорода к тканям и углекислого газа к легким.

Прием «Удивляй»

(заранее подготовленный ученик рассказывает интересные факты об эритроцитах)

  1. Если все эритроциты одного человека уложить рядом, то получится лента 3 раза опоясывающая земной шар по экватору( вспомним длину экватора более 40000 км)
  2. Если считать число эритроцитов человека со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все потребуется 450 тысяч лет
  3. В один день костный мозг производит 320 млрд. клеток эритроцитов, в одну секунду – 2,5 млн. клеток

– Эритроциты выполняют важнейшую функцию – перенос кислорода. А связано это с формой и размерами эритроцита. И сейчас мы это докажем. Давайте перейдем от теоретических вопросов к практическим действиям и побудем немного учеными – исследователями, изучим микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных – лягушки. Перед вами инструктивные карты, Прочитайте, что от вас требуется и, соблюдая технику безопасности, приступайте к работе.

Мини-исследование
«Сравнительная характеристика эритроцитов крови человека и лягушки»
  1. Рассмотрите готовые микропрепараты крови человека и лягушки.
  2. Найдите в поле зрения микроскопа эритроциты (красные клетки) и, используя данные таблицы, сравните их.

Признаки сравнения

Эритроциты человека

Эритроциты лягушки

отсутствует в зрелой клетке

Дыхательная – транспорт О2 и СО2

Дыхательная – транспорт О2 и СО2

Какие данные вас заинтересовали?

  1. Эритроциты лягушки значительно крупнее, чем эритроциты человека.
  2. Количество эритроцитов в 1мм3 крови человека во много раз больше
  3. Эритроциты человека имеют форму двояковогнутого диска, а у лягушки они овальной формы
  4. В зрелых клетках человека отсутствуют ядра, тогда как в эритроцитах лягушки ядра есть.

К какому выводу вы пришли? Эритроциты крови человека отличаются от эритроцитов крови лягушки.

Объясните, чья кровь, человека или лягушки, перенесёт больше кислорода в единицу времени. Почему? Кровь человека переносит больше кислорода в единицу времени потому, что организм человека нуждается в большем количестве кислорода в связи с более активным образом жизни, поэтому эритроциты человека имеют двояковогнутую форму, что увеличивает их общую поверхность и способствует лучшему проникновению в них кислорода. Отсутствие ядра в эритроцитах крови человека также увеличивает их ёмкость. Таким образом, мы видим, что Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении уменьшения размеров и отсутствия ядра в зрелых клетках.

– А есть что то общего у эритроцитов крови человека и лягушки? (Они красного цвета).

Красный цвет крови человечество всегда отождествляло с жизнью и здоровьем. В Древнем Египте для ограждения от болезней и «порчи» тело натирали красными красками отсюда, и пошла мода, красить губы, ногти в ярко-красный цвет. Неслучайно преобладающим цветом большинства государственных флагов является именно красный. Часто, даже не осознавая этого, люди наделяют доброе и хорошее, полезное и радостное красным цветом: красное солнышко, красный день календаря… Увидев красный цвет человек невольно обращает на него внимание: красный цвет светофора, сигнальные огни самолета, кран с горячей водой, кнопка включения приборов.

– Оказывается, ребята У некоторых моллюсков и членистоногих кровь имеет голубой цвет.

– Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества –гемоглобина (от греческого haima – кровь и латинского globus – шар)

В составе гемоглобина находится два составных элемента:

  1. белок глобин, являющийся основой для гемоглобина,
  2. железо в форме гемма, прикрепленное к определенным зонам белка.

В легких он присоединяет к себе кислород и становится оксигемоглобином., оксигемоглобин имеет светлую окраску и поэтому, обогащенная кислородом кровь выглядит ярко-алой и называется артериальной. В тканях это соединение распадается на кислород и гемоглобин. Кислород используется клетками организма, а гемоглобин, присоединив к себе углекислый газ, возвращается в легкие. Кровь, обогащенная углекислым газом имеет темно-красный цвет и называется венозной.

Отчет 2 группы

Название клетки

Количество 1 мм 3

Особенности строения

Место образования

Продолжительность жизни

Выполняемая функция

Бесцветные клетки, содержат ядро, способны к амебоидному движению.

Красный костный мозг, лимфатические узлы.

От одного до нескольких дней.

Защитная (фагоцитоз) и иммунная.

– Долгое время ученые не могли определить функцию этих клеток. Их принимали за посторонние организму вещества, паразитирующие в нем.

Лишь в 1882 году (Продолжает ученик.) ученый Илья Ильич Мечников на основе опыта с прозрачными личинками морской звезды, сделал вывод о том, что эти клетки выполняют функцию защиты от внешних агентов. Он назвал эти клетки фагоцитами ( от греч. «фагос» -пожиратель, «цитос» – клетка. ) клетки -пожиратели, а явление фагоцитозом .Учение о фагоцитозе легло в основу учения о воспалении, которое, как впервые показал Мечников, не что иное, как активная универсальная реакция против болезнетворных бактерий.

Флеш-анимация
Отчет 3 группы

Название клетки

Количество 1 мм 3

Особенности строения

Место образования

Продолжительность жизни

Выполняемая функция

Кровяные пластинки без ядра.

– Я думаю вы не раз замечали, что вытекающая из ранки кровь довольно быстро темнеет, густеет и застывает (то есть свертывается), образуя на месте повреждения плотную корочку. Здесь заслуга природы – онапозаботилась об организации аварийно– спасательной службы в нашем организме.Потеря 30 процентов крови для человека смертельна. Если судно в море получает пробоину, команда старается заткнуть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Это специальные веретенообразные клетки – тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 микрона. Заткнуть такой крохотной заплаткой сколько-нибудь значительною дыру было бы невозможно, если бы тромбоциты не обладали способностью слипаться. Сами по себе тромбоциты большой пробки образовать не могут. Заплатка получается с помощью выпадения нитей особого белка – фибрина, который в виде фибриногена постоянно присутствует в крови. В образованной сети из волокон фибрина застывают комочки слипшихся тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов. Проходят считанные минуты, и образуется значительная пробка. Если повреждён не очень крупный сосуд и давление крови в нём не настолько велико, чтобы вытолкнуть пробку, утечка будет ликвидирована. Но для образования такой пробки необходимо чтобы в крови били соли кальция, витамин К и некоторые другие вещества. Если соли кальция удалены или в крови нет витамина К, кровь свертываться не будет.

Болезнь, связанная с нарушением свертывания крови называется гемофилия. (рассказ учащегося) Ведущими симптомами гемофилии являются повышенная кровоточивость с первых месяцев жизни; подкожные, межмышечные гематомы, обусловленные ушибами, порезами, различными хирургическими вмешательствами; обильные посттравматические кровотечения; Самой известной носительницей гемофилии в истории была королева Виктория.

Гемофилией страдал сын последнего русского царя Николая Второго– царевич Алексей. .

По этой причине данное заболевание получило такие названия: «викторианская болезнь» и «царская болезнь».

4.2. Функции крови

– Итак, зная состав крови, мы можем сказать какие функции она выполняет в организме.

  1. Транспортная – Кровь приносит тканям кислород и питательные вещества, а также уносит продукты распада . Кровь доставляет к органам гормоны и другие гуморальные регуляторы.
  2. Защитная – обеспечение клеточной и гуморальной защиты от чужеродных агентов (свертывание крови, обеспечение иммунитета).
  3. Гомеостатическая — поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма)

– По составу крови можно судить о состоянии организма, т.к. она живо реагирует на малейшие изменения. В одной капле крови можно увидеть очень многое: болезнь почек, печени, легких, аппендицит, грипп и даже « наити» опухоль.

  • Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ).
  • Биохимическим – (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)
  • На группу крови – у человека их 4 группы
  • На свертываемость крови

– Сейчас мы проведем медицинский консилиум. У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов. Каждая группа должна изучить показатели крови пациентов, сравнить анализ пациентов с нормой, сделать вывод о состоянии здоровья , выявить нарушения, поставить диагноз. Назначить необходимое лечение, разработать меры, препятствующие развитию болезни.

– Спасибо. На это медицинский консилиум завершает свою работу.

5. Обобщение усвоенного материала

– Вернемся к совам Клода Бернара « Кровь– зеркало организма», так ли это? (выводы учащихся)

Кровь – это река, поддерживающая жизнь и несущая её в себе. Однако такую реку вы не увидите ни в одном из природных ландшафтов…Эта река течет внутри каждого из нас.

6. Рефлексия деятельности

– Ребята, настало время подвести итоги урока. Вспомним задачи , которые перед нами столи:

  1. Изучить состав крови
  2. Изучить строение клеток крови
  3. Изучить функции крови

– Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами, достигли цели урока?

– А теперь я вам предлагаю пострелять в «Рефлексивную мишень» .Если вы оцениваете на «5» показываем 5 пальцев, на «4», 3, 2 – соответственное количество пальцев.

источник

Открытый урок по биологии в 8 классе «Кровь, ее состав и функции крови»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Тип урока: открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

1.Ввести понятие о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства.

2.Развивать логическое мышление учащихся.

3.Осуществлять экологическое воспитание, формировать научное мировоззрение.

образовательные: знать внутреннюю среду организма, а так же состав крови и её значение.

развивающие : анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять значение и функции форменных элементов крови; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

воспитательные : формировать научное мировоззрение и умение осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

— знать состав и значение внутренней среды организма;

— рассмотреть форменные элементы крови и их значение;

— уметь определять функции крови.

регулятивные: — самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: — обсуждать в рабочей группе информацию;

— слушать товарища и обосновывать свое мнение;

— выражать свои мысли и идеи.

познавательные: работать с учебником;

— работать с информационными текстами;

— объяснять значения новых слов;

— сравнивать и выделять признаки;

— уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Продолжить формирование умения работать с учебником.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Информационно-технологические ресурсы : учебник, презентация, проектор, экран, дополнительный информационный материал, микроскопы и готовые микропрепараты крови

Основные термины и понятия: внутренняя среда.тканевая жидкость, лимфа, плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, гомеостаз

«Старайся дать уму как можно больше пищи»

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся . Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

2 Актуализация знаний учащихся . Создание проблемной ситуации

Слайд 1 История использования крови

— Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды человека, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы , ее приносили в жертву. ее одушевляли и боготворили, ею клялись в братстве, дружбе и любви, смывали позор и оскорбление

Так о чем мы будем говорить сегодня? ( о крови )

3 Определение темы и задач урока

. Почему ее считают «Зеркалом здоровья», «Носительницей жизни»? ( Вероятно она состоит из каких-то компонентов, обеспечивающих жизнь и здоровье)

-А как определить, что вы здоровы? ( По анализу )

_ Слайд 2 Общий анализ крови

— Ребята, а вы можете что-либо сказать о состоянии здоровья человека по этому анализу крови?

(Учащиеся, как правило, дают неточные ответ)

Записывают тему урока в тетрадь

Составьте «синквейн (пятистрочье) на тему «Кровь».

Памятка по составлению синквейна .

5. Слово синоним, которое отражает ключевое слово

Примерный ответ детей в начале урока:

4.Кровь переносит нужные вещества по организму

— Так ч то бы вы хотели узнать сегодня о крови ?,( Что такое кровь, из чего она состоит, какие несет функции, что такое внутренняя среда организма, рассмотреть ее роль в организме, значение ее постоянства)

Изучение нового материала

1)Слайд5 Внутренняя среда организма . (Работа с учебником. Составление схемы №1«Внутренняя среда »

Клод Бернар сказал: «У человека 2 среды: одна внешняя, которая его окружает, и вторая-внутренняя ».

— Что такое внутренняя среда?

— Мы относимся к классу млекопитающихся, поэтому сколько у человека кругов кровообращения?

Кровь движется по системе замкнутых сосудов и с клетками крови непосредственно не контактирует. А роль посредника выполняет тканевая жидкость.

Из чего образуется тканевая жидкость? Ее значение?

В целом, объем тканевой жидкости у человека составляет в среднем 26,5 % от массы тела.

Откуда берется лимфа? Как она движется по организму?

— За счет чего он осуществляется?

. Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса,

( Высчитывают, зная свой вес -это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 –4 л у подростков)

перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким;

доставка питательных веществ, витаминов, минеральных веществ и воды от органов пищеварения к тканям;

удаление из тканей конечных продуктов метаболизма, лишней воды и минеральных солей

перенос гормонов, медиаторов.

2. Защитная – участие в клеточных и гуморальных механизмах иммунитета, в свертывании крови и остановке кровотечения.

3. Регуляторная – регуляция температуры, водно–солевого обмена между кровью и тканями.

4. Гомеостатическая – поддержание стабильности показателей гомеостаза: рН, осмотического давления и др.

-Найдите в учебнике определение, что такое плазма крови. ( Плазма крови – олупрозрачная жидкость . — 55% и форменных элементов — около 45%.

Плазма состоит из неорганических и органических веществ.

Неорганические: вода — до 90%, 7-8%- белки, минеральные вещества — 0,9%

Определение «Кровь» в тетрадь, дополняют схему№1

Что же такое кровь? Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов .

б) Форменные элементы крови

Задание 1. Работа в парах — самостоятельное изучение характеристики клеток крови по плану и создание кластера. В ходе работы учащиеся заполняют таблицу «Основные характеристики клеток крови», придерживаясь инструкции:

1 пара характеризуют эритроциты, 2 пара — лейкоциты, 3 пара — тромбоциты. Затем каждая пара презентует свой постер.

Зрелые эритроциты не содержат ядра.

Форма двояковогнутых дисков.

Разрушаются в печени и селезенке.

Дополнительная информация, предложенная учащимся для изучения в парах :

Эритроциты – открыты Левенгуком в 1673 году. Имеют форму двояковогнутого диска, диаметром7-8 мкм Эритроциты — это красные безъядерные эластичные кровяные клетки.. Двояковогнутая форма эритроцита человека увеличивает поверхность клетки, а место ядра в них заполняется белком гемоглобином (содержащим железо), поэтому каждый эритроцит человека может захватывать больше кислорода. В этом и состоит главная функция эритроцитов — переносить кислород от легких ко всем тканям и органам, а также доставлять углекислый газ от тканей и органов обратно к легким. Живут от 3–4 месяцев.В организме человека их около 25трлн. Они вырабатываются красным костным мозгом, а отмирают в селезенке и в печени, где превращаются в желчь .. За 1сек. гибнет до 3 млн В лёгких гемоглобин связывает кислород, превращаясьв оксигемоглобин. Гемоглобин в форме карбоглобина переносит из тканей в лёгкие небольшое количество углекислого газа . . Кровь, насыщенная кислородом называется артериальной, а насыщенная углекислым газом- венозная

в один день костный мозг производит 320 млрд. эритроцитов. В 1мм 3 крови содержится 4- 5 млн. эритроцитов, а всего в крови человека их 25 триллионов. Общая поверхность всех эритроцитов составляет 3800м 2

если все эритроциты человека уложить рядом, то получиться лента 3 раза опоясывающая земной шар по экватору;

если считать число эритроцитов со скоростью 100 шт. в минуту, то для того, чтобы

пересчитать их все потребуется почти 450 тысяч лет!

Нормы в анализе крови (Работа с карт Анализ крови здорового человека)

— Этот показатель крови крайне важен, на него врач обязательно обратит внимание, ведь он может охарактеризовать в определенной степени состояние иммунитета и наличие патологических процессов в организме.

При исследовании анализа крови — норма СОЭ для женщин является от 2 до 15 мм/ч, у мужчин он колеблется в пределах от 1 до 10 мм/ч .

Для определения этого показателя в исследуемую кровь вводятся специальные вещества, которые не дают эритроцитам сворачиваться. Таким образом, они вынуждены под воздействием силы тяжести свободно оседать на дно пробирки. Через час после начала исследования замеряют толщину слоя осевших эритроцитов. Именно поэтому единица измерения СОЭ — мм/ч. Если в организме имеется воспалительный процесс, то СОЭ увеличивается.

Норма гемоглобина- 115-135 у подростков, у мужчин130-160 женщин-120-140г/л

Сообщение учащегося Анемия

— В чем причина анемии? ( уменьшение эритроцитов, кол-ва гемоглобина, железа кровопотеря. Витамина В12)

— Как привести в норму? ( Дл я профилактики анемии необходим : свежий воздух. ,продукты, богатые железом: курага, изюм, чернослив, свекла, капуста.морские водоросли)

Главная функция лейкоцитов — защита.

Они участвуют в иммунных реакциях, выделяя при этом

Т-клетки, распознающие вирусы и всевозможные вредные вещества;

В-клетки, вырабатывающие антитела,

макрофаги, которые уничтожают эти вещества

Дополнительная информация, предложенная учащимся для изучения в парах

Лейкоциты — белые амебообразные клетки, имеющие ядро. В 1мм3 их 6-8 тыс Размер 8-20 мкм. Вырабатываются в красном костном мозге, селезенке и лимфатических узлах. Увеличение числа лейкоцитов — лейкоцитоз , уменьшение — лейкопения . Лейкоз – белокровие. Способны к делению.

Разрушаются в селезенке. Живут до 20 суток, клетки иммунологической памяти — десятки лет.

Нейтрофилов , выделяют бактерицидные вещества.

Эозинофилы защищают организм от паразитарных инфекций при заражении гельминтами. Секретируют вещества, уменьшающие аллергическую реакцию.

Базофилы выделяют вещества,расширяющие капилляры и обеспечивающие несвертываемость крови

К агранулоцитам Незернистым) относятся

Моноциты – самые активные фагоциты

Т-лимфоциты отвечают, совместно с фагоцитами, за клеточный иммунитет .

Другая часть лимфоцитов задерживается в периферических органах иммунной системы — в лимфатических узлах, миндалинах, в аппендиксе, где они превращаются в В-лимфоциты , обеспечивающие гуморальный иммунитет — образование антител .

показ видеофрагмента «Действие фагоцитов при повреждении кожи

Бесцветные безъядерные тельца сферической, овальной или палочкообразной формы, диаметром 2-4 мкм.

Продолжительность жизни 5-7 дней.

Образуются тромбоциты в красном костном мозге.

Дополнительная информация, предложенная учащимся для изучения в парах

Тромбоциты — это кровяные безъядерные тельца, участвующие в свертывании крови.. Тромбоциты млекопитающих и человека называемые кровяными пластинками, т. к. они представляют собой округлые или овальные уплощенные фрагменты клеток диаметром 3–4 мкм, окруженные мембраной , Образуются тромбоциты в красном костном мозге. Функционируют они недолго — около шести –семи дней, а затем отмирают в селезенке. В 1 куб.мм. 200-400 тысяч . Основная функция – участие в свертывании крови,

. Составить кластер Образование тромба:

На первой стадии при повреждении сосудов выделяется тканевый тромбопластин, к поврежденным клеткам прилипают и разрушаются тромбоциты, происходит выделение тромбоцитарного тромбопластина

На второй стадии под их влиянием, при участи Са 2+ и других факторов свертывания, протромбин кровяной плазмы превращается в тромбин.

На третьей стадии тромбин вызывает превращение фибриногена в нерастворимые волокна фибрина , образуется сгусток- тромб.

Выступление пар с по своей теме. Учащиеся дополняют таблицу новыми данными

.5 Выполнение лабораторной работы №5 « Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Экспериментальная работа: учащиеся в микроскоп рассматривают готовые микропрепараты крови лягушки и человека. Делают рисунки и заполняют таблицу.

Цель: Выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.

Оборудование: Микроскопы, микропрепараты лягушки и человека;

результаты наблюдений занесите в таблицу.

Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки

4.Какая кровь переносит больше кислорода и почему?

Выводы к работе : Эритроциты человека более мелкие, не имеют ядра, их больше в единице объема, поэтому они могут перенести больше кислорода, чем эритроциты лягушки

6.Осмысление полученных знаний. Решение проблемной ситуации . Практическая значимость данной темы. Работа по слайду и табл Нормы компонентов крови человека

— Давайте вернемся к медицинскому бланку «Общий анализ крови» и поставим диагноз состояния здоровья человека

-Как и где вы можете использовать эти знания?

7. Закрепление изученного материала

Задача 1 . При микроскопическом исследовании крови больного обнаружили повышенное содержание лейкоцитов (30 тысяч). Это встревожило врача. Почему?

Ответ: Повышенное содержание лейкоцитов в крови указывает на воспалительный процесс в организме больного.

Это самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –“одетые в белые халаты санитары нашего организма”.Что это за клетки? Почему им дали такое название?

Ответ: Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся клетки.

Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.

Ответ: В состав форменных элементов входят тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 мк. Но при маленьком повреждении тканей под действием фермента немедленно начинают слипаться, образуя комочек, который временно закрывает место ранения

5.Как изменится количество эритроцитов у людей, живущих в горах?

Б) Работа с тестом 3 минуты.

Прочитайте предложения Поставьте «+» или «-»

1. Внутренняя среда организма — это кровь, лимфа, тканевая жидкость

2. Кровь – это жидкая соединительная ткань.

3. Плазма занимает 55% от объёма крови.

4. Зрелые эритроциты не имеют оформленного ядра.

5. Эритроциты выполняют защитную функцию.

6. Лейкоциты – самые крупные клетки крови.

7. Красный сгусток крови образуют только эритроциты и тромбоциты.

8. Мечников И.И. открыл фагоцитоз.

9 . Гемоглобин входит в состав лейкоцитов

10. Эритроциты разрушаются в красном костном мозге.

— А теперь поменяйтесь бланками с соседями. Давайте проверим и поставим друг, другу оценки, оценивая каждый правильный ответ в 0,5 баллов. Какие оценки вы получили?

3.Закрепление изученного материала:

1. Параграф 14учебника, ответить на вопросы после параграфа устно;

2. Составить кроссворд по теме “Кровь” из 10-15 слов;

3. Подумайте над вопросом, каким докторам нужно обращаться для обследования крови?

4. Подведение итогов урока – Этап «Рефлексия» (сл.31)

Информация была интересна.

Я знаю состав внутренней среды организма и крови.

Мне понравилось , как я работал на уроке.

Я удовлетворен работой своей группы.

Я готов к выполнению домашней работы.

— Если вы загнули все 5 пальцев – материал усвоен успешно.

— Если 4 пальца – вы хорошо поработали на уроке.

— Если 3 и меньше – возможно вам надо лучше разобраться в вопросах темы.

Бережное отношение к своему здоровью.

Здоровье народа превыше всего,
Богатства земли не заменят его.
Здоровье не купишь-никто не продаст.

источник

Читайте также:  Лейкоз общий анализ крови у детей